Все статьи из текущего раздела

 

Возникновение готического субкультурного направления

Возникновение готического субкультурного направления

Исторические аспекты той или иной культуры имеют свойство трактоваться многими способами, в зависимости от личного восприятия пишущего, поэтому даже непреложные факты приобретают самые различные оттенки, в зависимости от субъекта.
Простейший пример – отдельные аспекты отечественной истории. То, что наши мамы-папы и бабушки-дедушки называли подвигами (вспомним пресловутого Павлика Морозова), у нынешнего поколения вызывает как минимум недоумение.
Посему, включая в эту книгу главу об истории готики, мы изначально не ставим перед собой цели представить нижесказанное, как истину в последней инстанции, но лишь как трактовку фактов, описанных в процессе исследования столь многомерного и удивительного явления, как готическая культура. Явления, прошедшего сквозь века и обретшего возрождение в современном мире.

Внимание к готической культуре впервые проявилось в пятнадцатом столетии, когда мода на античное искусство захлестнула Европу, и началась великолепная эпоха Ренессанса.
Удивительно то, что изначальное значение и восприятие слова «готический» носило немного насмешливый характер. Всем нам прекрасно известно, что «первыми готами» были дикие варвары германских племен, поэтому термин «готичный» подразумевал под собой понятие «варварский» и даже «брутальный».

Однако, не следует раньше времени обижаться на тех, кто огульно причислял средневековую готику к варварству. Ведь достаточно посмотреть на великолепие архитектуры и костюмной симфонии готического периода, чтобы понять с высоты прошедших веков, насколько ошибочно было это мнение. В тот период идеалы прекрасного были противоположны мрачным средневековым канонам; человечество устало от столетий темноты и беспробудного страха, посеянного могущественной Церковью, от угнетающей атмосферы соборов и черной кляксы пепелища от костра, где сжигали ведьм; человечество стремилось к позитивистским мотивам, противостоящим давлению схоластической бездны. И на тот период появление контрастирующей культурной системы было просто необходимо.

Прошло некоторое время, и повальное увлечение античностью отошло на второй план перед новой ренессансной волной, обращенной… к готической культуре! В восемнадцатом столетии в моду снова вошло средневековое искусство и готика. Излишне практичная культура, рационалистические взгляды и бешеная популярность прагматических настроев тоже наскучили, и интеллигенция, люди искусства и простые модники снова вспомнили о готике.

Романтическое движение, построенное на воспевании Средневековья и пересмотре отношения к нему, подразумевало готику, как нечто иррациональное, творческое и мистическое. Развитие декаданса, тайных кружков, символической поэтики и мистицизма стали еще одним ответным ударом на идущий семимильными шагами прогресс, уничтожавший культуру человеческого бытия и нивелирующий душу. Многие современники той культуры справедливо полагали, что машинное производство и бездумное потребительство, поставленные в контраст с ручной работой, в которую каждый мастер вкладывает душу, погубят искусство. Они во многом опережали время и, возможно, предсказывали будущее человечества, которое настанет только в двадцатом столетии, и сейчас сложно сказать, было ли это отражением их мистического, экстрасенсорного восприятия, пророчеством или логической философией, однако результаты, отголоски этого понимания мы с вами можем наблюдать сегодня во всей красе.
Впрочем, еще одной стороной готического искусства восемнадцатого-девятнадцатого столетия была любовная тема, весьма неоднозначно воспринимаемая в поэтике – считалось, что доступная, плотская, «семейная» любовь – слишком приземлена и слишком наивна, чтобы быть воспетой в стихах.

Страдания, переживания, любовные муки, сладострастные терзания и откровенная сексуальность, греховная и притягательная – смешиваясь воедино, эти чувства порождали немыслимое, изощренное искусство, читаемое между строк и воспринимаемое особым чувством нереальности.

Комментарии

    Нет комментариев.

Добавить комментарий